Промывка системы охлаждения и замена антифриза своими руками

Антифриз в автомобиле применяется для охлаждения двигателя. Пока на рынке не появились специальные жидкости, автомобилисты использовали обычную или дистиллированную воду. Она неплохо справлялась с основной задачей, но имела несколько значительных минусов – замерзала при низкой температуре окружающей среды и приводила к коррозии деталей, с которыми контактировала.

В 70-х годах на рынке появился ТОСОЛ, который тут же стал очень популярным у потребителей. Но он производился без улучшающих присадок и на основе моно-этиленгликоля, который является токсичным для человека. Производители охлаждающих жидкостей улучшили формулу, и ассортимент охлаждающих жидкостей значительно расширился. Каждый водитель может подобрать антифриз, подходящий для его автомобиля.

Когда нужно менять антифриз

Производители двигателей обычно дают рекомендации по временным рамкам использования антифриза. Некоторые дают пожизненную гарантию, другие же рекомендуют менять охлаждающую жидкость раз в несколько лет. Все это зависит от многих факторов, в том числе и от качества антифриза.

Сейчас есть охлаждающие жидкости с улучшенной формулой, которые могут работать до 200 000 километров. Происходит это благодаря антикоррозийным присадкам – пока они не «выработались», антифриз будет выполнять свои функции.

Специалисты говорят, что в среднем обычную охлаждающую жидкость нужно менять раз в 2-3 года. При этом следует обязательно следить за ее состоянием и раз в полгода проводить проверку плотности в сервисном центре.

Если антифриз изменил цвет, помутнел или в нем появилась пена, его нужно сразу же заменить, так как он уже не выполняет свои функции на 100%.  Также обязательно нужно сменить охлаждающую жидкость, если вы приобрели подержанную машину.

Промывка системы охлаждения двигателя

В большинстве случаев перед сменой антифриза нужно промывать систему охлаждения. Единственный случай, когда это не требуется – старый антифриз в хорошем состоянии, при этом новый той же фирмы и с теми же характеристиками.

Менять антифриз нужно обязательно при холодно двигателе. Вам нужно найти крышку радиатора бачка и открыть ее. Предварительно подставьте туда большое ведро, чтобы слить отработанную охлаждающую жидкость. После этого обязательно осмотрите шланги системы охлаждения – если заметите на них повреждения или трещины, обязательно замените.

Затем необходимо промыть систему, чтобы удалить все загрязнения, ржавчину, силикаты и другие отложения, появляющиеся в процесс эксплуатации двигателя.

Сделать это можно с помощью дистиллированной воды. Это самый простой способ, который позволяет удалить остатки старого антифриза и смыть легкие загрязнения. Просто залейте в систему воду и запустите мотор на 10-15 минут, затем слейте.

Более эффективно будет, если добавить в дистиллированную воду 10-20%  нового антифриза и так же запустить двигатель на 10-15 минут. Так промывка будет гораздо эффективнее, к тому же металл покроется новым антифризом, а это позволяет продлить его срок службы. Так происходит из-за того, что в первые минуты попадания антифриза в систему охлаждения большое количество присадок оседает на очагах коррозии металла, из-за чего водородный показатель антифриза уменьшается. При промывке 20% раствором на стенках системы появляется что-то вроде грунтовки, и новый объем охлаждающей жидкости будет служить дольше.

Если система сильно загрфязнена – а вы это поймете по цвету слитой жидкости после промывки – следует повторить процедуру еще раз. Но будьте осторожны – в горячий двигатель нельзя заливать холодную воду, дайте ему время, чтобы остыть.

Есть специальные средства для промывки систем охлаждения, их стоит использовать только при острой необходимости, так как их состав агрессивен к некоторым частям системы и может их повредить.

Замена антифриза

Если при замене вы используете концентрат антифриза, его необходимо развести с дистиллированной водой в пропорциях, указанных на упаковке. Обычно это 1:1, но у каждого производителя могут быть свои инструкции.

Чтобы в системе не образовались воздушные пробки, разместите автомобиль строго горизонтально. Затем отсоедините патрубок, через который антифриз поступает в двигатель. В горловину расширительного бачка начните заливать новую охлаждающую жидкость, удобнее будет делать это с помощью воронки.

Заливайте жидкость, пока она не начнет вытекать из патрубка, отсоединенного в самом начале. Затем вставьте патрубок на место и зажмите хомутом. Не стоит наливать антифриз до краев, оптимальным будет уровень между отметками MIN и MAX.

После заливки плотно закройте крышку бака и заведите машину, прогревайте ее до тех пор, пока не загудит вентилятор. Затем выключите мотор, подождите, пока он остынет, и проверьте уровень антифриза. При необходимости долейте.