Какое моторное масло купить: виды, классификация

 

Использование двигателя в автомобиле невозможно без применения масла. Оно обеспечивает защитную пленку на трущихся поверхностях, защищая их от износа, предотвращает образование коррозии и загрязнений, способствует равномерному распределению тепла по силовому агрегату. Часто водители выбирают моторное масло, опираясь только на стоимость или известность марки, но это в корне неправильный подход. Даже самое качественное моторное масло может навредить двигателю, если оно неправильно подобрано.

 

 

Виды моторных масел

По типу производства существует три основных вида масел:

  1. минеральные;
  2. полусинтетические;
  3. синтетические.

Минеральные масла

На упаковке обозначаются как «Mineral». Минеральное масло производится путем перегонки (дистилляции) и дальнейшей очистки нефти, во время которой от сырья отделяются парафины. Затем к полученному базовому маслу добавляют присадки, которые улучшают его свойства и делают пригодным для использования в двигателе.

По характеристикам минеральные масла проигрывают полусинтетическим и синтетическим. Такое масло нужно менять чаще. Также стоит учитывать, что «минералка» менее стабильна, при понижении температуры окружающей среды оставшиеся в масле парафины кристаллизуются, из-за чего оно плохо прокачивается – стартер с трудом справляется с проворачиванием коленвала. К тому же, загустевший продукт не поступает в нужном количестве к поверхностям деталей, из-за чего не обеспечивается достаточная защита деталей от износа. Ситуацию могут исправить депрессорные присадки, которые увеличивают текучесть масла и делают возможным низкотемпературный запуск.

У минерального масла есть и преимущества. Оно постепенно смывает нагар с деталей двигателя, менее агрессивно к резиновым деталям, в отличие от синтетики и полусинтетики.

Такое масло отлично подходит для автомобилей с большим пробегом и степенью износа двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Также его рекомендуют применять в дизельных моторах, выпущенных до 2000 года.

Полусинтетические масла

Обычно обозначаются как «Semi-Synthetic». К этой категории относят минеральные масла, полученные путем гидрокрекинга, а именно гидрокаталитической переработки. 

Несмотря на то, что они изготовлены из нефти, по своим характеристикам больше напоминают синтетические, именно поэтому они попадают в категорию полусинтетики. Также сюда относится и смесь минеральных и синтетических масел, обычно в пропорции 70/30% соответственно.

Эти масла устойчивы к окислению, работают дольше минеральных, но все же меньше синтетических. Применяются как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. Хорошо заполняет зазоры на изношенных деталях силового агрегата, отлично работает в моторах с большим пробегом. Еще одно преимущество – цена. Полусинтетика по своим характеристикам превосходит минеральное масло, но по стоимости ниже полностью синтетического.

Синтетические масла

Имеют обозначение «Fully Synthetic». Из названия понятно, что такие моторные масла полностью синтезируют. Они могут быть на основе:

  1. Полиальфаолефинов (ПАО). Сырьем обычно служит попутный нефтяной газ.
  2. Эстеров. Производятся с помощью полимеризации эфиров, полученных при переработке растительного сырья.
  3. Алкилированных нафталинов.

Синтетика более стабильна в холодную и жаркую погоду, чем другие виды масел. Также меньше подвержена окислению. Такие моторные масла отлично защищают двигатель от износа, загрязнений, имеют более высокие эксплуатационные свойства, низкую испаряемость и расход на угар.

Но у синтетики есть и недостатки – низкая смазывающая способность и плохая растворимость присадок. Чтобы это исправить, производители добавляют в продукцию и минеральный компонент в небольших количествах.

Такие моторные масла рекомендуют для новых автомобилей, но можно применять и в машинах с пробегом. Главное условие – все детали силового агрегата должны быть в хорошем состоянии.

Читаем этикетку

Каждый производитель двигателей в руководстве пользователя дает рекомендации по тому, какое моторное масло заливать. С этой информацией обычно владельцы автомобилей приходят в СТО или магазин. Если вы купите моторное масло с самыми лучшими характеристиками, далеко не факт, что это хорошо закончится для двигателя.

Первое, что мы видим – название бренда-производителя и логотип.

Класс вязкости по SAE

Это важнейший показатель в моторном масле. Аббревиатура расшифровывается как Society of Automotive Engineers (Общество Автомобильных Инженеров).

Вязкость – важнейший показатель в характеристике моторного масла. При низких температурах она не должна быть слишком высокой, потому что масло не будет прокачиваться, а при высоких слишком низкой, ведь тогда не образуется пленка достаточной толщины и масло не покроет должным образом детали.

Данная классификация разделяет моторные масла на три вида:

  1. Зимние. Имеют высокий индекс вязкости, за счет чего обеспечивают легкий холодный пуск двигателя. Их нельзя использовать при высоких температурах, так как они становятся слишком текучими и не обеспечивают надежного смазывания.
  2. Летние. Не обеспечивают холодный пуск, если температура окружающей среды ниже 0°С, но отлично работают при высоких температурах, за счет низкого индекса вязкости.
  3. Всесезонные. Это универсальные моторные масла, которые работают как при низких, так и при высоких температурах. Наиболее удобны в использовании, так как у водителя нет необходимости заливать другой продукт при смене сезона.

В спецификации SAE есть 6 зимних классов (в их обозначении есть буква W от слова «winter», что в переводе с английского означает «зима»):

  1. 0W;
  2. 5W;
  3. 10W;
  4. 15W;
  5.  20W;
  6.  25W.

И 5 летних классов:

  1.  SAE 20;
  2. SAE 30;
  3. SAE 40;
  4. SAE 50;
  5. SAE 60.

Классификация API

На этикетке также указывается класс масла по API (Американский Нефтяной Институт). Эта система классификации моторных масел предназначена для разделения моторных масел по качеству и технике, в которой она используется. У всех групп масел есть обозначения в виде букв, где первая обозначает тип двигателя, а вторая – возможность использования на силовом агрегате, в зависимости от года издания и наличия турбины.

S (Service) – это категории качества масел для бензиновых двигателей.

C (Commercial) - это категории качества масел для дизельных двигателей.

Моторные масла, на этикетке которых написано два буквосочетания являются универсальными, при этом, стандарт, который стоит первым, является предпочтительным. В таблицах ниже приведены все основные стандарты масла в категории API.

Классификация API постоянно редактируется, так как в эксплуатацию вводятся новые двигатели, а старые модели перестают использоваться.

Классификация ACEA

АСЕА (Ассоциация европейских производителей автомобилей) – классификация, созданная на основании испытаний на двигателях европейского производства. Она была принята в 1991 году, и с тех пор время от времени претерпевает изменения. ACEA сформулировала единые требования к моторным маслам со стороны ведущих европейских автомобильных фирм (BMW, VolksWagen, Daimler-Crysler, MAN, Porshe, Volvo, Renault, SAAB-Scania, Rolls-Royce, Fiat, RVI, Ford-Europe, Rover, Iveco, DAF, GM-Europe). По некоторым тестам требования этой квалификации гораздо жестче, чем API. Именно поэтому при выборе моторного масла стоит обращать внимание и на это обозначение на этикетке – классификация АСЕА предполагает наличие большего количества испытаний продукции, поэтому с ее помощью можно точнее определить необходимый смазочный материал.

Стандарты ACEA делятся на классы:

Масла для бензиновых двигателей

A1, A2, A3

Масла для дизельных двигателей до 2,5 л

B1, B2, B3, B4

Масла для бензиновых и дизельных двигателей,оснащенных нейтрализаторами отработавших газов

С1, С2, С3, C4

Масла для дизельных двигателей свыше 2,5 л (для мощных дизелей грузовых автомобилей с тяжелыми условиями эксплуатации)               

E1, E2, E3, E4, E5, E6, E7, E9

 

В каждом из классов есть категории, которые обозначаются арабскими цифрами, у каждой из которых есть значение:

  1. 1 – энергосберегающие масла;
  2. 2 – масла широкого потребления;
  3. 3 – масла с увеличенным интервалом замены;
  4. 4 – масла для двигателей с прямым впрыском;
  5. 5 – новейшие масла с высокими эксплуатационными свойствами.

Классификация моторных масел AСЕА 2004 года:

Виды масел и их классификация – это базовые знания, которые помогут любому автомобилисту подобрать необходимое масло или же приобрести аналогичную замену, даже у незнакомого производителя, просто прочитав этикетку.